Когда учитель — наставник

Разговоры о так называемых “тьюторах”, которые как будто бы должны сменить обычных школьных учителей, вызывают у родителей целый спектр эмоций, от возмущения до озадаченности. Уже само название — вынужденный англицизм в противовес русскому “наставнику” — вселяет неприязнь.

Между тем, учитывая историю традиции наставничества в России, сложно сказать, что идея нова. Вопрос о том, можно ли прибегнуть к тьюторам в школе, оставим решать официальным институтам, а сами попробуем понять, нужно ли учителю быть ещё и куратором ученика. Помогать в этом нам будет преподаватель Ассоциации репетиторов Елена Юрьевна.

Кто такой тьютор?

Тьютор, или наставник, — это прежде всего педагог. Главная разница между наставником и учителем — в подходе: если учитель доносит до ученика знания, то основная часть работы тьютора — выяснить, как ученик может осваивать эти знания эффективнее всего. Где его слабые точки, какими методами лучше всего можно восполнить пробелы, в какой форме материал усваивается лучше. В идеале тьютор — человек, который, опираясь на индивидуальность ученика, помогает ему найти идеальный маршрут, который бы позволил изучить предмет.

Исторически тьюторство обязано своим происхождением европейским университетам, прежде всего британским. Этому феномену уже около семисот лет: в Оксфорде и Кембридже тьюторы были уже в XIV веке.

Когда учитель — наставник

Источник фото

Разумеется, университетский наставник — совсем не то же самое, что школьный учитель. Курировать взрослого студента, который уже владеет учебными навыками и знаниями, куда проще, чем школьника, который, возможно, даже не вполне согласен с необходимостью учёбы как таковой. Как правило, в школьный период потребность в таком человеке начинает ощущаться, когда у ребёнка появляются трудности в учёбе. В этих случаях часто прибегают к помощи репетитора, который наряду с функциями преподавателя почти всегда выступает в роли индивидуального наставника.

“От школьного учителя в этой роли репетитора отличает то, что он не работает на «программу», а выбирает методы, позволяющие донести до ученика материал наиболее доступным тому способом, — считает Елена Юрьевна, педагог-психолог, выпускница Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. — Основная обязанность: уметь определить причину неуспешности ученика и подобрать адекватные способы ее устранения”.

Как он работает?

Лейтмотив всей деятельности тьютора — это осознание индивидуальности подопечного. Весь учебный процесс, вся система знаний организовываются так, чтобы их мог воспринять этот конкретный ребёнок с этими конкретными интересами, запросами, особенностями, вкусами и ритмом.

Когда учитель — наставник

Источник фото

Иными словами, первое, что делает тьютор — узнаёт своего ученика как личность, и уже только потом разрабатывает учебную программу.

“Если мы говорим про «индивидуального наставника», то под любого ученика необходимо подстраиваться и трудно вычленить это самое «как». Сколько учеников, столько и будет вариантов”, — считает Елена Юрьевна.

На основании того, что тьютор узнал о своём ученике, он:

  • Продумывает способы мотивации, взяв за основу личные устремления ребёнка и его интересы.
  • Разрабатывает вместе с ребёнком план работы, учит организовывать время в соответствии с режимом дня и степенью загруженности.
  • Совместно с учеником формулирует цели и помогает к ним двигаться.
  • Помогает ученику увидеть проблемы и понять, как с ними можно справиться.
  • Учит ставить вопросы и углублять их, а также находить источники информации.
  • Помогает выбрать инструменты для обучения — от пособий до Интернет-сервисов.

Самое главное качество

О последнем пункте следует сказать отдельно. Самое важное качество, определяющее фигуру наставника, — это его личность. Наставник — это человек, который всегда готов ответить на любые вопросы, помочь разрешить любые трудности и справиться с тяжёлой моральной ситуацией.

Когда учитель — наставник

Источник фото

Психологическая дистанция между учеником и тьютором минимальна: здесь присутствует взаимное уважение, но нет слепого подчинения и обязанности “делать, как сказал учитель”. Это — отношения доверительные, в их основе — понимание наставником интересов и ценностей ученика, которые он стремится помочь реализовать. Талантливый тьютор способен помочь своему подопечному выбрать призвание (одно или несколько), максимально раскрыв его личность.

Это отнюдь не простая задача, которая не решается одним лишь дипломом педагогического вуза. Человек, которому доверяют наставничество, должен владеть педагогическими методиками и методиками индивидуального планирования учебного процесса, но первоочередную важность имеет его “контакт” с ребёнком.

Когда без тьютора не обойтись?

Наряду с особенностями первого порядка (кругом интересов, темпераментом) зачастую встречаются и более серьёзные психические особенности.

  • задержки развития
  • аутизм
  • синдром дефицита внимания
  • умственная отсталость

Инклюзивная педагогика в России только начинает развиваться, но уже сейчас тьютор — её необходимая составляющая. Если ребёнок с психическим заболеванием посещает неспециализированную школу, то ему не обойтись без постоянной поддержки наставника, человека, который будет всегда рядом.

Когда учитель — наставник

Источник фото

Фактически, в этом случае тьютор берёт на себя полную ответственность за происходящее с его подопечным: он отвечает за согласованную работу логопеда, психолога, дефектолога и других специалистов, которые наблюдают ребёнка, составляет программу дополнительных занятий.

Тьютор при особом ребёнке — человек, помогающий устанавливать контакт с другими людьми, а для окружающих он — живой пример того, как следует относиться к людям с особыми потребностями.

К сожалению, сейчас профессиональных тьюторов совсем немного, и очень часто в роли тьютора выступает волонтёр. Это, безусловно, похвально, но не всегда так полезно, как могло бы быть: тьютору необходимы познания в области коррекционной педагогики, чтобы оказывать сообразную помощь своему подопечному.

Учить, как учиться

Кажется вполне очевидным, что образовательная парадигма необратимо меняется. В этой лекции, посвящённой новому образованию, один из самых проницательных колумнистов Юрий Сапрыкин, объясняет, что именно происходит.

Ситуация, вкратце, такова: доступность знаний и разнообразие форм их подачи таковы, что вопрос о традиционной вертикали образования встаёт сам собой. Роль учителя в школе становится всё менее очевидна, зато куда более насущной оказывается необходимость ориентироваться в пространстве человеческого опыта и уметь брать из него то, что необходимо.

Когда учитель — наставник

Источник фото

Таким образом, самым ценным навыком, который может дать наставник ученику, становится умение задавать вопросы так, чтобы получить на них адекватные ответы. Заметим, что “адекватный” в каждом отдельном случае будет другим. Ответ на один и тот же вопрос — к примеру, “Есть ли дружба у животных?” — кому-то понятнее получить в виде видеозаписи тематической лекции по этологии, кому-то — в виде документального фильма об эмоциях животных, а третьему — исключительно в виде таблиц, объясняющих поведенческие схемы.

Чего хотят родители

Роль репетитора во многом совпадает с функциями тьютора. Нанимая человека, который будет заниматься с ребёнком после школы, родители, как правило, надеются на индивидуальный подход, учитывающий особенности школьника. При этом отнюдь не всегда их личное мнение о том, как “правильно” должно учиться чадо, совпадает с мнением самого педагога.

“Чаще всего родители просто хотят решения проблемы, а остальное зависит от того, в чём они эту проблему видят”, — говорит Елена Юрьевна.

Иногда родители требуют “быть построже”, искренне полагая, что строгость — единственный отсутствующий компонент, которого так не хватает школьным учителям. Порой же ситуация прямо противоположная — у репетитора просят быть как можно мягче, поскольку в школе, скорее всего. ребёнку уже и так досталось от учителя.

Когда учитель — наставник

Источник фото

Родителям можно лишь посоветовать оставаться максимально открытыми и помнить, что хороший репетитор будет в первую очередь ориентироваться на потребности ученика, а не представления его родителей о том, как “надо”.

Тем не менее, есть несколько универсальных пунктов, которые должны выполняться в любом случае, какими бы ни были методика и подход преподавателя:

  • он никогда не повышает голос на ученика, не ругает за ошибки (вместо этого указывает на них, помогает исправить);
  • он отвечает на вопросы подробно и доходчиво;
  • он способен постоянно удерживать внимание ученика, максимально его “собирая” во время занятия.

Откуда берутся тьюторы?

Несмотря на относительную молодость этой специальности, педагоги в России уже могут пройти специальную подготовку, позволяющую получить соответствующие навыки и знания. Существуют региональные центры подготовки тьюторов, сертифицированные Тьюторской ассоциацией, а кроме того, МПГУ (Московский педагогический государственный университет) даёт возможность окончить тьюторскую магистратуру как на очном, так и на заочном отделении.

Как правило, программы, по которым готовят тьюторов, представляют собой авторские курсы, при этом учащихся готовят по направлениям как дошкольного и общего образования, так и для программ повышения квалификации и инклюзивного тьюторства.

Некоторые педагоги также используют знания, полученные из смежных областей — например, разработки из курсов по психологии, позволяющие работать с повышением личной эффективности. Обычно эти приёмы используются личными тренерами для взрослых, но отдельные элементы методики применимы и для школьников и студентов.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 30 марта 2016