Мы уже не раз обращались к преподавателям Ассоциации репетиторов с вопросами об усовершенствованиях, которые стоило бы осуществить в системе школьного образования. Сегодня мы решили продолжить этот разговор, сделав его более предметным. Буквально: мы спросили у наших преподавателей, каких предметов, на их взгляд, недостаёт в школьной программе — и что делать с теми, которые уже в неё включены.

Первая необходимость

О необходимости “что-то сделать” с набором школьных предметов высказываются и чиновники (заботливо рекомендуя сокращать количество одних предметов в пользу других), и родители (обсуждая на форумах, как именно химия может не пригодиться в будущем), и даже школьники.

Своё мнение на этот счёт есть и преподавателей. Выяснив, каких изменений потребует школа будущего от школьных учителей, мы задали им ещё более радикальный вопрос — а из чего должна состоять программа этой школы?

В нескольких предыдущих выпусках мы подробно расспрашивали преподавателей о предметах, казалось бы, максимально далёких от школьной программы, — философии, этике и даже о вокале. Сегодняшний выпуск – не о потенциально полезных, а о необходимых, с точки зрения наших преподавателей, предметах.

Предметный разговор

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/ofenjen/3303823679/sizes/l)

Взгляд в будущее

Совсем недавно, 31 августа 2018 года, состоялся круглый стол “Какие предметы появятся в школьной программе с сентября 2018 года” . Название говорит само за себя — круглый стол был посвящён особенностям школьной программы в стремительно наступившем будущем.

«Важно развести слово «образование» как понятие, «образование» как процесс и «образование» как результат. Образование как процесс — это предмет, которым должны заниматься профессионалы. Если мы рассматриваем образование как результат, тогда мы должны просто договориться, какого школьника мы потом хотим видеть на выходе, — считает ведущий научный сотрудник Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века Олег Федоров. — Патриотическое воспитание, гражданско-правовое, финансовое воспитание, антикоррупционное сознание, стремление к здоровому образу жизни — все это можно реализовать на тех предметах, которые уже есть в учебном плане».

По итогам этого круглого стола стало известно, что в школьной программе появятся два обязательных новых предмета.

Первый называется “Личное развитие”. Минобрнауки считает, что это та самая дисциплина, которая поможет школьникам обратить самое пристальное внимание на самих себя. Предмет начнут изучать с первого класса, а посвящён он навыкам саморазвития, самообучения, личной безопасности и здорового образа жизни.

Предметный разговор

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/133879146@N03/35775053790/sizes/l)

Второй предмет, “Образование для общества”, будет изучаться начиная с пятого класса. По словам участников круглого стола, этот предмет — нечто вроде гражданского воспитания. Направлен он будет на “развитие чувства ответственности, трудолюбия, патриотизма и волонтёрских качеств”.

Задачи этого курса расписаны во всех подробностях. К ним, в частности, относятся такие:

  • мировоззренческая подготовка молодого поколения;

  • формирование ценностного отношения к жизни, закладывание норм морали;

  • приобщение учащихся к наследию своего отечества;

  • воспитание трудолюбия, усердия, способности беспристрастно оценивать и регулировать свои действия;

  • ознакомление с основными законами страны, формирование законопослушности;

  • прививание чувства собственного достоинства.

Помимо этих предметов в обновлённой школьной программе оказались ещё четыре — ”Образование в области прав человека”, “Образование в области медиа”, “Образование в области здоровья”, а также “Цифровое образование”. Правда, эти предметы были объявлены факультативными, и предназначены они будут для учеников младших и гимназических классов.

О специфике этих занятий рассказали особо.

“Мы предлагаем в рамках профориентационных уроков, в рамках предметов «физика», «математика», «информатика» привлекать к сотрудничеству крупные промышленные предприятия, чтобы ребята имели возможность приходить знакомиться. Сейчас очень сильно развивается Big data, blockchain, прочие направления, это становится неким трендом”, — пояснил член Общественного совета министерства промышленности и торговли РФ Сергей Гузев.

Предметный разговор

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/129172711@N03/15380574403/sizes/l)

Слово учителям

Необходимость в предметах, предложенных в качестве факультативных, определённо чувствуется не только госслужащими, но и преподавателями. Так, выделить в отдельные курсы экономику и правоведение предложил преподаватель Ассоциации Репетиторов Дмитрий Владимирович, выпускник исторического факультета Московского Государственного Университета.

Впрочем, на этом рекомендации не заканчиваются. Тимофей Евгеньевич, преподаватель французского языка, настаивает на сокращении одних курсов в пользу другого обязательного предмета — психологии.

“На мой взгляд, физика и химия в том виде и в том объёме, в котором они преподаются сегодня, совершенно не нужны большей части школьников. Я за то, чтобы оставить их — и возможно, даже углубить — для профильных классов, которые собираются заниматься этим в дальнейшем. Но зачем в таких подробностях изучать физику тому, кто хочет посвятить себя филологии, я не понимаю”, — говорит преподаватель.

 

Предметный разговор

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/timmymoore/4293933118/sizes/l)

По его мнению, следовало бы также изменить подход к музыке и физкультуре.

“Это два предмета, которые, на мой взгляд, необходимы, но совершенно не в том виде, в котором они сейчас преподаются. Музыка должна учить слушать, воспитывать ухо не только как орган, которым слышат, но и как орган восприятия прекрасного.

То же касается и физкультуры. Сейчас это в первую очередь занятия, на которых воспитывают командный и соревновательных дух, что бы это ни значило. Мне кажется, куда полезнее — а главное, безболезненнее — уроки физкультуры проходили бы, если бы на них занимались воспитанием правильного отношения к своему телу, заботой о нём и воспитанием привычки относиться к нему не утилитарно, но с уважением.

И в этой связи мне представляется в корне неправильным ставить оценки — любые, даже повальное “отлично” — по этим предметам”.

Кроме того, считает Тимофей Евгеньевич, всем без исключения школьникам необходимо изучать психологию — как выразился сам преподаватель, “в том или ином виде”.

“В советских школах в качестве экспериментального курса преподавали семейную психологию. На мой взгляд, не так важно, отразилось ли это в конечном счёте на том, как мы выстраивали свои семьи, важно другое: ученики действительно начали задумываться об этих вещах, обсуждать их между собой. Да, вначале все много хихикали и шутили (ещё бы!), но спустя совсем короткое время все втягивались и с удовольствием высказывались. Уроки проходили в формате диалога преподавателя с классом.

Если говорить о сегодняшнем дне, то очевидно, что сделан огромный шаг вперёд не только в психологии (в частности, в социальной психологии), но и в нейробиологии. И то, что известно сейчас этим наукам, безусловно можно и нужно обсуждать с детьми школьного возраста. Ребёнок должен уметь распознавать свои эмоции, понимать, как взаимосвязаны его поступки и его настроение, знать, что такое границы и уметь их отстаивать, у него должны быть инструменты для стабилизации своего состояния — и это я говорю только о значении психологии в рамках “личного пользования”. Ничуть не менее важно рассказывать и о социальной психологии — о том, как меняется наше мышление и поведение, когда мы собираемся в группы, о том, чем это может быть опасно (или наоборот, полезно), и наконец, о том, почему это важно.

На мой взгляд, подобный предмет даже при минимальном количестве часов был бы не менее полезен, чем иные подробности из физики и химии (которые вы, признайтесь, и так уже забыли)”.

Частично то, что описывает Тимофей Евгеньевич, насколько можно судить, присутствует в программе предмета “Личное развитие”. То, что необходимость в подобном присутствует — и что её в равной степени подчёркивают как частные преподаватели, так и Минобрнауки — заставляет надеяться на постепенные перемены в школьном образовании, которые, вполне возможно, сделают его более пригодным для жизни после одиннадцатого класса.

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/karenmcq/35884565154/sizes/l

Мудрая сова 07 сентября 2018